Новые данные Европейского регионального бюро ВОЗ свидетельствуют о резком росте показателей проблемного использования социальных медиа подростками, с 7% в 2018 г. до 11 % в 2022 г. Помимо этого, для 12% подростков актуален риск проблемного поведения в отношении цифровых игр. Все это вызывает серьезную обеспокоенность по поводу негативного влияния цифровых технологий на психическое здоровье и благополучие молодежи. Эти данные получены в рамках исследования «Поведение детей школьного возраста в отношении здоровья» (HBSC), в котором в 2022 г. приняли участие почти 280 000 детей и подростков в возрасте 11, 13 и 15 лет в Европе, Центральной Азии и Канаде (в общей сложности 44 страны и региона).
Основные выводы исследования
- У 11% подростков наблюдаются признаки проблемного поведения в отношении социальных медиа: они не в состоянии контролировать их использование, что влечет за собой негативные последствия. Среди девочек проблемное использование социальных медиа распространено выше, чем среди мальчиков (13% и 9%, соответственно).
- Более трети (36%) молодых людей сообщали, что постоянно поддерживают контакты с друзьями онлайн (самый высокий показатель (44%) отмечается среди 15-летних девушек).
- Одна треть (34%) подростков ежедневно играют в цифровые игры, и 22% подростков могут проводить за этим занятием не менее четырех часов в день (в те дни, когда им разрешается играть).
- Риску проблемного поведения в отношении игр подвержены 12% подростков, причем это более характерно для мальчиков, чем для девочек (16% и 7%, соответственно).
Проблемное использование социальных медиа определяется в докладе как модель поведения, характеризующаяся симптомами зависимости. К таким симптомам относится неспособность контролировать использование социальных медиа, абстинентный синдром при прекращении их использования, отказ от других занятий в пользу социальных медиа и негативные последствия их чрезмерного использования для повседневной жизни.
Последствия роста проблемного использования социальных медиа
Рост проблемного использования социальных медиа среди подростков вызывает серьезную обеспокоенность по поводу его потенциальных последствий для молодых людей. По данным проведенных ранее исследований, проблемное использование социальных медиа сопровождается снижением психологического и социального благополучия и более высокими показателями употребления психоактивных веществ по сравнению с людьми, которые ответственно пользуются социальными медиа или же не используют их в принципе. Эта тенденция способна привести к далеко идущим последствиям для развития подростков и их здоровья в долгосрочной перспективе. Более того, проблемное использование социальных медиа ассоциирует со снижением продолжительности сна и более поздним отходом ко сну, что может влиять на общее состояние здоровья подростков и их академическую успеваемость.
«Очевидно, что социальные медиа могут как положительно, так и отрицательно влиять на здоровье и благополучие подростков, – отметил Европейский региональный директор ВОЗ д-р Hans Henri P. Kluge. – Именно поэтому так важно повышать цифровую грамотность населения. Вместе с тем, во многих странах для этого практически ничего не делается, а там, где программы цифрового просвещения существуют, они зачастую не успевают за новейшими тенденциями и стремительным развитием технологий. Сейчас мы наблюдаем последствия этого пробела, и ситуация будет лишь ухудшаться, если правительства, органы здравоохранения, педагоги и родители не признают, каковы ее первопричины, и не предпримут шаги для ее исправления. Миллионы детей в Регионе возвращаются в школу после летних каникул, и некоторые страны рассматривают возможность ограничения или полного запрета использования социальных медиа детьми до достижения ими определенного возраста. Очевидно, что мы должны немедленно предпринять последовательные меры для защиты подростков от негативных последствий использования социальных медиа, таких как депрессия, травля, тревожность и низкая успеваемость».
Положительные аспекты использования социальных медиа
В докладе в первую очередь говорится о рисках, связанных с социальными медиа, но также отмечаются и положительные аспекты их ответственного использования. Подростки, которые пользуются социальными медиа активно, но при этом ответственно, говорят о более высоком уровне поддержки со стороны сверстников и крепких социальных связях.
«Социальные медиа могут быть очень полезными, особенно если вы не тратите на них слишком много времени, – считает один из участников опроса, семнадцатилетний подросток из Польши. – Они помогают выстраивать социальные связи, общаться с людьми. В социальных сетях подростки находят тех, кто разделяет их увлечения и интересы».
«Это исследование показало, что цифровые технологии одновременно открывают для нашей молодежи большие перспективы и несут в себе серьезные риски, – заявляет директор Отдела страновых стратегий и систем здравоохранения в ЕРБ ВОЗ д-р Natasha Azzopardi-Muscat. – Необходимо защитить молодых людей, помочь им безопасно использовать цифровые технологии и делать осознанный выбор, чтобы получать от социальных медиа максимальную пользу и свести к минимуму риски для психического и социального благополучия. Иными словами, молодые люди должны управлять социальными медиа, а не подчиняться им».
Тенденции в отношении цифровых игр и их последствия
В отчете говорится, что 34% подростков играют в цифровые игры каждый день, и 22% проводят за игрой не менее четырех часов в те дни, когда им разрешается играть. Тогда как 68% подростков не испытывают проблем с цифровыми играми, для 12% характерно проблемное поведение.
Предыдущее исследование HBSC, в рамках которого анализировалось проблемное поведение в отношении онлайновых игр в пяти странах, показало, что такое поведение ассоциирует со снижением удовлетворенности жизнью, более частыми жалобами на психологическое состояние и уменьшением поддержки со стороны сверстников. Вместе с тем, для многих подростков цифровые игры остаются безобидным и даже полезным времяпрепровождением.
Один из авторов доклада, д-р Claudia Marino из Университета Падуи, отмечает: «Гендерные различия в отношении подростков к цифровым играм просто поразительны. Мальчики не только более склонны играть каждый день – у них чаще формируется и проблемное поведение в отношении онлайновых игр. Это значит, что здесь нужны целенаправленные вмешательства, учитывающие гендерные аспекты мотивации и факторы риска».
Целенаправленные вмешательства
Меры по профилактике проблемного использования социальных медиа должны соответствовать возрасту целевых групп, на которые они направлены, и учитывать гендерные аспекты и культурные особенности. Они прежде всего должны помогать молодым людям повысить уровень цифровой грамотности, пропагандировать здоровое поведение в интернете и обеспечивать поддержку для тех, кому угрожает риск формирования проблемного поведения в отношении социальных медиа.
Один из участников опроса, мальчик из Англии, сказал: «Я думаю, что важнее сделать социальные медиа лучше и безопаснее и научить людей правильно пользоваться ими и защищаться от рисков».
Необходимо принять меры для улучшения цифровой среды и цифрового просвещения, чтобы молодые люди могли безопасно пользоваться интернетом.
Дорожная карта для действий
Полученные данные отрезвляют, и при этом они предлагают основу для планирования дальнейших действий. Европейское региональное бюро ВОЗ, которое работает со странами Европы и Центральной Азии, призывает разработчиков политики, педагогов и медицинских работников в приоритетном порядке уделять внимание цифровому благополучию подростков и предпринять следующие шаги:
- Вкладывать средства в создание в школах условий, способствующих укреплению здоровья, что предполагает и повышение цифровой грамотности учащихся. Реализовать в школах обоснованные научными данными программы по ответственному и безопасному использованию социальных медиа, развитию навыков критического мышления и формированию здорового отношения к онлайновым играм.
- Улучшать услуги по охране психического здоровья. Обеспечить доступ к конфиденциальным, без осуждающего отношения и доступным по цене услугам по охране психического здоровья, в том числе в связи с проблемным использованием цифровых технологий.
- Стимулировать открытый диалог. Поощрять обсуждение цифрового благополучия в семье, в школе и на уровне местных сообществ, в целях противодействия стигматизации и повышения осведомленности населения.
- Обучать педагогов и медицинских работников. Обеспечить специальную подготовку для педагогов и медицинских работников, чтобы они могли эффективно и в соответствии с принципом инклюзивности повышать цифровую грамотность детей и подростков и оказывать им необходимую поддержку.
- Обеспечить ответственность платформ. Обеспечить соблюдение цифровыми платформами и социальными медиа требований, касающихся возрастных ограничений, и создать нормативную базу, которая будет стимулировать ответственный подход к разработке цифровых инструментов для детей и подростков.
«В конечном счете, мы стремимся заложить прочную основу для здоровой и благополучной жизни для наших детей в цифровую эпоху, и компании, создающие платформы для социальных медиа, равно как и молодые люди во всем мире, все чаще признают важность этого и действуют соответствующим образом, – отметил в заключение д-р Kluge. – Цифровая грамотность в вопросах, касающихся развития и благополучия детей, со своевременным предоставлением необходимых знаний, услуг здравоохранения и другой поддержки, имеет решающее значение. Давая подросткам возможность принимать осознанные решения о том, как они проводят время в интернете, и помогая им поддерживать здоровый баланс между онлайновым миром и другими занятиями, мы защищаем их благополучие. Это абсолютно необходимо для того, чтобы построить для всех сообществ и стран здоровое будущее в цифровую эпоху».
Источник: ВОЗ в Европе